Приборный поискЧто расскажут старые карты?

Что расскажут старые карты?

В этой заметке мы поговорим о том, что могут рассказать топографические карты кладоискателю или реконструктору.

Что нам потребуется? В первую очередь карты. Для межконтинентальных путешествий достаточно глобуса. Но для путешествия по родному краю – нужны топографические карты. То есть планы, схемы и атласы автомобильных дорог для нас не подходят. Нам нужны нормальные топографические карты. У каждой топографической карты есть масштаб. Чем подробнее карта, тем лучше. Наука ориентирования на местности по карте хорошо описана. Будем считать, что ориентирование по карте кладоискатель освоит по уже имеющимся многочисленным пособиям. В каком объеме? Я думаю, что, как минимум, нужно понимать, где у карты север и, что означают условные обозначения, нанесенные на карту. А самое главное, нужно уметь привязать карту к местности. Т.е. построить взаимосвязь между конкретной местностью и ее отображением на карте. Если человек не может определить своего местоположения на карте, то и карта ему ничем не поможет. Таким образом, человек должен уметь читать карту, находить ориентиры на местности и привязывать карту к местности.

Чем карта может помочь поисковику? Можно ли с помощью карты найти место, перспективное с точки зрения поисковика? Результативность поиска и, как следствие, удовольствие от поиска, во многом зависит от правильности выбора места проведения поиска. Правильность выбора места поиска определяется опытом поисковика и степенью его информированности. Так как карта является важным источником информации, планирование поисковых мероприятий, в незнакомой местности, без карты практически невозможно. Нужно оговориться и заметить, что карта является не единственным источником информации и, что поиск перспективных мест возможен и по внешним признакам местности. Но в данной заметочке мы, во-первых, решили говорить о картах, во-вторых, мы начали говорить о планировании, т.е. до местности мы еще не добрались.

Чем карта поможет нам в планировании нашего путешествия? Конечно, на картах не обозначены места перспективного копа. Но необходимая информация для поиска перспективных мест есть! Какие места можно отнести к перспективным? Во-первых, это места бывших деревень. Увы, на просторах нашей Родины есть колоссальное количество мест, где еще совсем недавно, по историческим меркам, кипела жизнь, а теперь от нее, казалось бы, не осталось следа. Многие деревни существовали столетиями, но не выдержали бремя колхозного счастья. Отправляясь на места бывших деревень и вооружившись металлоискателем, вы, почти наверняка, совершите обычные для таких мест находки – монеты, незамысловатые украшения, крестики. Если повезет и, если деревня старая, может быть чешуйки.

Первые монеты имели неправильную форму, так как чеканились на расплющенных обрезках серебряной проволоки. Из-за этого получались продолговатые пластинки, на которых выбивались рисунок лицевой стороны и надпись оборотной, такие копейки называют «чешуйками».

Внимание! Отправляясь куда — бы то ни было, не забывайте про нравственные аспекты поиска. Не надо появляться с лопатой вблизи кладбищ, не копайте у стен храмов, в чужих огородах, на засеянных полях и т.д. Выкопали яму – закопайте ее!

Кроме деревень интерес могут представлять ярмарки, старые дороги, мосты, переправы, мельницы. Т.е. все те места, в которых прежде была жизнь, шел грузопоток, товарообмен. И конечно земля долгие века выполняла роль сберкассы для всех слоев населения. В зависимости от сословия менялось содержимое кубышки, но метод хранения был общий – в землю. Клады на Руси совсем не редкость. Но мы отвлеклись от карт. Как же карта может нам подсказать, интересное место? Самое простое – это внимательно изучить карту. За основу возьмем обычную туристическую карту, продаваемую во многих книжных магазинах. Вы никогда не задумывались, почему все леса и поля на этих картах изрезаны тоненькими жилками полевых дорог. Куда ведут эти дороги, откуда они вообще взялись? А взялись эти дороги очень — очень давно. И бежали они долгие – долгие годы от одной деревеньки до другой. В крупных деревнях они сходились, потом разбегались снова. Сейчас этих деревень нет, но дороги на картах еще рисуют (берегите старые карты!). Как правило, рядом с деревней была речка или озеро. Иногда на современных картах о некогда существовавших деревнях можно судить по названию урочищ. Вообще ставить знак равенства между урочищем и несуществующим населенным пунктом, как это многие делают, совсем не верно.

Урочище – в физической географии, одна из морфологических частей географического ландшафта, сопряженная система фаций, объединяемых общей направленностью физико-географических процессов и приуроченных к одной мезоформе рельефа на однородном субстрате.

Вот так вот. Если перевести на человеческий язык, то урочище это любая часть местности отличная от остальных участков окружающей местности, например, это может быть лесной массив среди поля, болото, или нечто подобное, а также участок местности, являющийся естественной границей между чем-либо. Очень часто названиями урочищ служат названия некогда существовавших в этой местности населенных пунктов. Располагая такими нехитрыми познаниями можно вернуться к изучению карт. Возьмем карту Тверской области и наудачу выберем фрагмент карты (фрагмент выбран действительно на удачу и я понятия не имею, что там на самом деле и насколько эта карта вообще соответствует действительности).

Что мы видим? Сразу бросается в глаза урочище Старшевицы. Можно уверенно утверждать, что там была одноименная деревня. Пунктиры дорог бегут сквозь лес, выходят на поле и, собственно, там и нужно искать эту деревню. Речка тоже присутствует. Деревню скорее нужно искать у реки, в углу поля – земля на поле была пахотная. Ну и маршрут вырисовывается достаточно просто. До Дешевок на автомобиле, дальше, если машина не внедорожник, пешком. Зная масштаб карты, прикидываем, что по прямой 3..4 км. Обязательно обращаем внимание на характер местности. От Дешевок почти весь путь по открытой местности, что должно радовать. Севернее Старшевиц лес и синие полосочки болота. Судя по карте болота не страшные, но присутствуют. Вот простенький маршрут готов. Сложность минимальная, в грибную пору можно захватить с собой корзинку и отдохнуть на природе.

А, что еще нам может рассказать этот же фрагмент карты? Есть ли на нем еще интересные места? Давайте посмотрим на лесные дорожки, они могут рассказать очень много интересного. Итак, есть д. Дешевки. Деревня была, видимо, крупная – даже удостоилась асфальтовой дороги. А дальше? Дальше есть лесная дорожка, которая бежит на Старшевицы и от них на Радюкино. Нет никаких сомнений, что много – много лет по этой дороге и ездили жители этих деревень. Я никогда там не был, но полагаю, что сейчас это едва узнаваемое направление, проехать по которому можно только на УАЗе или т.п. Ничего интересного на участке Дешевки – Старшевицы – Радюкино, как мне кажется, нет. Давайте обратим наше внимание на деревню Зальково, у северного обреза фрагмента карты. Дорога Зальково – Макарово обозначена, как дорога без покрытия. Возможно, вполне проезжая и по ныне, а иначе, как еще до этого Зальково добраться? Нас должна заинтересовать лесная дорога от Старшевиц на север, северо-восток. Она упирается в дорогу Зальково — Макарово южнее Зальково. Точка 1. Как выдумаете, для чего эта дорога прибежала именно сюда? Случайных дорог не было, у каждой дороги есть своя цель, своя логика. Что заставило дорогу повернуть на 90 градусов, а не бежать дальше на Зальково? Причин могло быть несколько. Могло быть болота, река, да или просто лошадь так шла. Смотрим на карту, болота на воображаемом пути этой дороги нет (на карте, по крайней мере), но впереди река. Если бы дорога не сделал крюк, она бы пересекла реку и соединилась бы с Зальково – Макарово. Единственное разумное объяснение неожиданного поворота дороги – либо удобный брод, либо наличие в точки 1 другой деревни. Давайте внимательно посмотрим на точку 1. Именно здесь лесная дорога выскакивает на поле. По краю поле – река. Уверяю вас, там была деревня! Сидела эта деревня на крепкой дороге Зальково – Макарово, а на Старшевицы и дальше на Дешевки бежала лесная дорога, на которой и две телеги с трудом разъезжались. Точка 1 нам интересна! Как до нее добраться, нам тоже расскажет карта – от Макарово можно попробовать доехать на машине. Но намного интереснее будет посетить Старшевицы, а оттуда пешим ходом, через лес по забытой дороге. Хотя к такому походу нужно отнестись со всей серьезностью. Для успеха вы должны неплохо ориентироваться на местности, на дорогу надежды мало. Еще вы должны быть неплохо экипированы (одежда, обувь, питание и т.д.). И еще вы должны быть готовы пройти километров десять пешком, если поход однодневный, то еще десять назад. Наградой вам будет горсточка монет, но разве в этом дело! Это же настоящий поход, в котором есть цель, есть поиск, есть интерес и азарт!

Я опять отвлекся от карты… Рассуждая по выше приведенной схеме, мы придем к выводу, что однозначно интерес представляет и точка 2. Пересечение двух дорожек, поле, река – интересное место. Характерно, что в этом месте сходятся не только дорожки, но и два рукава реки. В остром угле вполне могло существовать древнее селище или городище.

Селище — остатки древнего неукрепленного поселения. Городище — остатки древнего населённого пункта, имевшего укрепления.

А вот точка 3 меня никак не возбуждает. Да, сходятся две дорожки в лесу, но логика здесь понятна — мимо деревень прямой путь на более крупную дорогу за Дешевками. Вот точка 4 на этой дороге интересна, но менее чем 1 и 2. Дорожки сходятся, но реки нет. Скорее всего, пересечение двух спрямлений. Тут явно была дорожка Дунилово — Старшевичи. Вот, что мы смогли вытащить с этого фрагмента карты. Насколько эта информация достоверная? Насчет Старшевиц – весьма достоверная. Все остальное домыслы. Но я постарался выше описать общий ход мысли при поиске интересных мест, описать то, чего нет на карте, но вполне может быть на местности. Как проверить? Как вариант – можно съездить. Но есть способы и попроще. Продолжим работать с картами и проверим наши рассуждения. Для этого возьмем более подробную карту и, желательно, чуть более позднюю. Вот в моих закромах нашлась, вроде как генштабовская, однокилометровка. И смотрим тот же фрагмент карты.

О! Военные карты не идут ни в какое сравнение с туристическим атласом! Карта значительно подробнее, масштаб меньше, поэтому привыкаем и находим знакомые места. Давайте снова начнем от Старшевиц. Что у нас здесь нового? Линия электропередач тянется севернее Старшевиц и далее на северо – восток, оставляя Зальково западнее. Это не есть очень хорошо – приборы под ЛЭП начинают дурить, еще под ЛЭП часто дают дачные участки (какой полудурок это придумал?). Будем надеяться, что места хватит всем. Изучаем карту дальше, что с нашими предположениями, сбудутся ли они? Бежим вслед за лесной дорожкой от Старшевиц на север. И стоит дорожке выскочить на поле, как на карте появляется урочище Холм. Бежим за дорогой дальше, она делает поворот на восток и там, где мы поставили точку 1 видим, урочище Варюшино. Мы не ошиблись! Итак, первый итог — точка 1 нами найдена верно и кроме того мы нашли еще одну точку – урочище Холм. На туристической карте мы ее отгадать не смогли. А здесь мы отчетливо видим все предпосылки для ее существования – большая поляна, река, пересечение трех дорог. И, обратите внимание, в центре поляны малиновый овал – так на картах обозначают высоты. Если рядом есть цифра – это высота в метрах. Здесь цифры нет, никто ее и не мерил. Но возвышенность присутствует – она обозначена – там была деревня. Клянусь, никогда там не был, но полагаю, что деревня тяготела к реке и наиболее интересен северо-восточный склон. Южнее овала синяя прерывистая линия. На военных картах так обозначают подземный водопровод. Откуда он там взялся? Может быть это что-то другое…

Теперь проверяем наши предположения относительно точки 2. Что нам скажут товарищи военные? Вполне живой, на тот момент, населенный пункт Гороватка. Скорее всего, сейчас его уже нет. Чем, на практике, он отличается от Холма и Старшевиц? Разница есть. На местности от Холма и Старшевиц ничего не осталось (как найти пропавшую деревню – отдельная тема). На момент составления туристической карты их уже не было, как и этой Гороватки. Генштабовская карта более ранняя и на момент ее составления Холма и Старшевиц тоже не было, но Гороватка еще числилась жилой. Скорее всего, там и сейчас что-то осталось. Хотя, нужно понимать, это все предположения и деревня вполне может быть жилой, чего абсолютно точно не скажешь о Холме и Старшевицах. Ладно, вторую точку мы тоже угадали верно. Бежим по дорожкам дальше, в точку 3. Ничего нового военная карта нам не расскажет. В точке 3 пусто. Зато смотрим западнее! Если на туристической карте в точке 3 был только отвороток на север, то на этой карте четко видно, что с того же перекрестка есть дорога почти строго на запад. И буквально в километре – урочище Киево. Теперь смотрим точку 4. Там пусто. Ничего интересного. Подводим очередной итог, после изучения более подробной карты. Наши предположения относительно точек 1 и 2 подтвердились. Точки 3 и 4 были малоперспективны и такими же и остались. Кроме того, найдены урочища Холм и Киево. Ну что же, очень не плохо. Теперь в этот квадрат можно отправляться смело. Вот вам и маршрут: Старшевицы – Холм – Киево – Варюшино – Гороватка. А можно и продолжить изучать карты. Сейчас это тем более имеет смысл, что бы окончательно проверить правильность наших умозаключений. Берем карту Менде Тверской губернии 1890 года и смотрим, как дело обстояло на самом деле.

Менде Александр Иванович, (1798-1868) — генерал-лейтенант, картограф. Служил на Кавказе, затем в картографическом департаменте. Под наблюдением Менде А.И. составлены топографические межевые атласы Тверской, Рязанской и Тамбовской губерний.

И опять начинаем со Старшевиц. Есть такая деревня. Только называется она не Старшевицы, а Страшевицы. 12 дворов в деревне было. Дальше двигаемся на север и, прогнозируемо, видим деревни Холм и Киева там, где мы их и ожидали увидеть. Далее точка 1. Все нормально, деревня действительно есть. Деревня называется Варгошина. У военных топографов она превратилась в урочище Варюшино. Видимо буквы «г» и «о» у них слились в «ю» и еще видно они куда-то очень спешили. Главное с точкой 1 мы не ошиблись. Идем дальше на север к Зальково. Что мы видим? Мы видим желтую линию дороги. Судя по обозначению, дорога легко тянет на шоссированную. Ее даже можно отнести к большой транспортной и почтовой дороге. Но, тем не менее, сплошная линия с пунктиром выдает эту дорогу, как «неудобную». В общем, дорога не первый класс, но госзначения точно.

Шоссированная дорога — дорога с усовершенствованным полотном или дорога с твердым покрытием.

Двигаясь от Варгошина к Залькова переезжаем, судя по всему, границу уезда. На подъезде к Залькова дорога обозначена, как «обсаженная деревьями».

Восточнее Зальково точка 2. Деревня Гороватка. Второе название Березовка. Наверняка есть какая-то история, почему названия два. Тоже интересно. Деревню по туристическому атласу мы предсказали верно. А теперь возвращаемся на точку 3. И тут нас ждет сюрприз. Мы предположили, что точка 3 интересна, но под большим вопросом. Я писал выше: «а вот точка 3 меня никак не возбуждает. Да, сходятся две дорожки в лесу, но логика здесь понятна — мимо деревень прямой путь на более крупную дорогу за Дешевками». Оказалось все не так. Здесь была деревня Варлыгино. Но главный сюрприз это дорога. То, что мы приняли за спрямление и была основная дорога. На туристической карте основная дорога идет на Макарово, а на север в сторону Дешевок пунктир. На военной карте обе дороги после развилки у Варлыгино обозначены одинаково. Но на старой карте мы четко видим, что основная дорога шла на юг, к точке 4. Тут нас подвела современная карта и то, что мы смотрели на ее фрагмент. Давайте снова посмотрим на туристическую карту. Асфальт, который поворачивает в Дешевки – это и есть старая дорога. Потом ее забросили, а основная дорога пошла от несуществующего ныне Варлыгино на Макарово. Т.е. в лесу лежит солидный кусок заброшенной почтовой дороги девятнадцатого века. Представляет ли она интерес для поисковика? Безусловно. В большей или меньшей степени…, все относительно. А какой ее участок наиболее интересен? Наверное, строго западнее Макарова, там дорога пересекает ручей или речку. Хотя на старой карте в этом месте нет даже намека на мост и вообще на речку. Но если планировать пеший маршрут – я бы точно прошелся бы по этому участку. Что еще можно узнать у старой карты? Можно легко узнать, что на участке Варлыгино – Макарова были еще две деревни Ченцова и Дубенки. От них вообще следов не осталось.

Вот теперь наше исследование можно считать почти завершенным. Давайте попробуем смастерить итоговую карту.

Итого, изучая карты, мы обнаружили восемь населенных пунктов, прекративших существование и одну интересную дорогу. И я еще раз хочу обратить внимание читателей на то, что я действительно взял фрагмент карты на удачу. И как назло, на старой карте этот участок выпал как раз на стык листов – и мне пришлось аккуратно их сшивать. Стал бы я так мучатся 😉

Что мы узнали из выше написанного? Мы узнали, что при небольшом опыте даже современная карта может рассказать много интересного. При наличии карт другого временного периода, наши предположения можно легко проверить. Читатель, возможно, спросит – почему мы сразу не взяли старую карту и не посмотрели, куда нам ехать за кладом? Отвечаю. Во-первых, так не интересно. Во-вторых, это затруднительно в силу того, что характер местности, количество населенных пунктов и т.д. сильно изменились. Под характером местности я понимаю не столько сам ландшафт, сколько результаты человеческого воздействия на него. В-третьих, для того, чтобы получить целостную картину наиболее правильно изучать предмет от общего к частному. Так же с картами. Начинаем с менее подробных карт и заканчиваем самыми подробными, что есть. Конечно, мне очень хочется сделать лирическое отступление. И обратить внимание неравнодушного читателя на удивительную и грустную картину. Посмотрите на любую карту – сколько там ниточек дорог, которые затерялись в лесах и полях. И на всех этих ниточках были, как я писал уже в какой-то другой заметке, бусинки деревень. Все эти ниточки порвались. Кто-то может быть будет радоваться – какой простор для копа! Но я очень надеюсь, что нас объединяет не только коп.

Металлоискатель – это в первую очередь инструмент исследователя. Не циничного добытчика старины, а неравнодушного исследователя. И именно с такой позиции правильно понимаешь, сколько мы потеряли (и сколько мы еще найдем, простите за каламбур, но все равно грустно). У всех этих пропавших деревень своя история и одна общая. Война, коллективизация, укрупнение деревень, колхозная нищета.

Возвращаемся к теме. Все ли мы сделали, все ли узнали, что можно было узнать? Почти. Что бы наше исследование стало полным – нужно посмотреть на интересующий нас участок в Google Earth. Возможно, этот участок уже хорошо отснят. Это нужно для того, что бы приехав на место не оказаться посреди дачного поселка или воинской части.

Собственно вот, понятно, что можно рассмотреть детальнее. Полоса с юго — запада на северо – восток это ЛЭП. Еще хорошо видно, что местоположение деревень совпадает с проплешинами леса. Деревни стояли у пахотной земли. Соответственно и Варгошина следует на местности искать западнее. И примечательно, что спутниковый снимок показывает наличие дороги с Варлыгино – на юго- запад. Т.е. там, где и была почтовая дорога. Помните, туристический атлас эту дорогу показывает, как условно-проезжую. Основная идет на Макарово. На практике все иначе. Так что плохих новости две. Во-первых, атлас врет, во-вторых, искать заброшенную дорогу не придется. Она скорее живая.

Я думаю достаточно информации. Но все же предпримем еще одно усилие. Бывает полезно забить названия населенных пунктов в Яндекс. Возможно, что-то есть. Нам могут быть интересны любые упоминания о населенных пунктах. Что нам расскажет Яндекс? Мне удалось найти только информацию о Старшевицах.

30 июля 1942 года
16 гвардейская сд получила приказ во взаимодействии с 255 тбр при поддержке 545 иптап, 1/171 мп нанести удар в направлении Дешёвки, Наумово, Коршуново, Рамено, Полунино, Тимофеево. С началом артнаступления в 5 ч. утра 1/43, 1/46 вышли на исходное положение для атаки южнее опушки кустов, что в 1 км южнее Старшевицы. 255 тбр вышла в исходное положение в 300 м севернее Старшевицы к 6-30 30.07.42 г. 
В 8°° пехота и танки перешли в атаку и к 8-45 30.07.42 г. части дивизии заняли Дешёвки, прорвав передний край обороны противника

Что мы узнали? Что два батальона 43 и 46 полка развернуты южнее Старшевиц. А 255 тбр развернулся для наступления севернее Старшевиц. А что такое тбр? А это танковая бригада. Смотрим карту. Расстояние от Дешевок до Старшевиц – 3 км. 1 км. южнее Старшевиц, т.е. в 2 км. от Дешевок, развернулись два стрелковых батальона, потом Старшевицы и за ними в сторону Дешевок развернута танковая бригада в составе 489-й танковый батальон, 490-й танковый батальон и мотострелково-пулеметный батальон. Сведения о 255 тбр тоже можно найти.

255-я отдельная танковая бригада была сформирована 30 июля 1942 г. (!)
Но мы узнали, что 30 июля она уже наступала из района Старшевиц! Ошибка?! Читаем дальше:

255 тбр в составе действующей армии с 28.07.1942 по 28.12.1942. 3 февраля 1943 г. — переформирована в 255-й танковый полк. Командир бригады: подполковник Василий Дмитриевич Тарасов [с 30.07.1942 по 15.09.1942].

Выходит, что бригада сформирована 27 июля, а 30 июля пошла в бой! Командир бригады назначен 30 июля. Вот так вот.

Что случилось с деревней Старшевицы я думаю понятно :-(((( 
Что касается перспектив поиска, то севернее Дешовок до Старшевичей звенеть будет все. Район может быть интересен для военных археологов. По старине там будет сложно.

Что касается военной археологии – и просто копа на местах серьезных боев. Многим эта тема интересна, но просто так взять и пойти копать войну я не советую. И дело не в том, что можно подорваться на боеприпасах войны. Можно подорваться, а можно и нет. Драматизировать опасность не стоит, но и понимать нужно совершенно ясно, что снаряд или мина, будучи выстреленными, но не взорвавшимися и поныне представляют очень серьезную опасность. Но дело не в этом, сейчас я хотел сказать о другом. Если вы собрались идти копать на местах боев – вы должны быть готовы к двум испытаниям.

Во-первых, найдя опасный предмет – вы берете на себя ответственность, его нельзя просто так взять и бросить. Во-вторых, если вы найдете погибшего солдата – вы так же становитесь в ответственности перед ним. И пока не будет ясного понимания того, что вы будете делать в двух этих случаях – даже не нужно пытаться.

Это было очередное лирическое отступление. Наше исследование закончено. Не вставая со стула, мы узнали много интересного. Теперь можно в путь!

Categories: Приборный поиск

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о